Недельная глава Торы – Хукат

19:1 И говорил Бог, обращаясь к Моше и Аарону, так: Вот закон об учении, который повелел Бог изложить: говори сынам Израиля, чтобы привели тебе корову рыжую, без порока…- так начинается эта глава и описание самого необъяснимого закона Торы.

Это закон об очищении ритуально нечистого человека с помощью пепла красной коровы. Мы поговорим об этом законе подробнее дальше, пока же вкратце можно сказать об этом парадоксальном законе следующее: её пепел делает ритуально нечистого чистым, а ритуально чистого – наоборот нечистым. Объяснить это невозможно – это надо понять и принять.

Действия в этой главе происходят через 39 лет после истории с разведчиками. Всё, что было между представляет из себя белый лист, мы не знаем, как народ ходил 40 лет в эти молчаливые годы. Знаем только, что в результате этих лет вызрел свободный и сильный народ, способный покорить землю Ханаанейскую и забывший свою рабскую сущность.

20:1-2 И пришли сыны Израиля в пустыню Цин в первый месяц, и разместился народ в Кадеше, и умерла там Мирьям, и похоронена была там. И не было воды для общества.

Всё время странствия рядом с лагерем обязательно появлялся колодец. И всегда была вода. И тут умерла Мирьям и пропал колодец.

Народ опять восстал против Моше. 40 лет прошло, но с евреями всегда не сладить. Всё недовольны!

20:3 И спорил народ с Моше, и сказали так: “Лучше было нам умереть, как умерли братья наши перед Богом!… опустим остальные жалобы, но горестная песнь заканчивается основным обвинением: 20:5 Да и воды нет для питья!

Но на самом деле, это была вполне легитимная просьба народа не о мясе или рыбе, не о благах, а о самом живительном – воде для себя и для животных, которые кочевали вместе с народом. То есть, требование было вполне обоснованным.
Моисей и Аарон спешат на совет к Богу, который предлагает:
20:8 Возьми посох и созови всё общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале у них на глазах, чтобы дала она воду; И извлечёшь ты для них воду из скалы, и напоишь общество и скот их”.

И это тот единственный раз, когда Моисей ослушался Бога, поступил не так, как ему было наказано.

Собрал Моисей народ перед скалой, 20:11 И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим два раза, и обильно потекла вода, и пило общество и скот его.

Вроде бы, всё случилось как надо. Цель достигнута. Вода появилась. Народ и животные спасены.

Но сказано-то ему было не бить скалу, а поговорить… А он сделал так, как было в книге ШМОТ, главе Бешалах, когда ему было велено: ШМОТ17:6 Ты ударишь по скале, и польётся вода из неё и будет пить народ

За ослушание, даже такое небольшое, Моисей и Аарон наказаны – они тоже не войдут в землю Израиля с народом, останутся в пустыне. Вроде бы, такая мелочь. Но как мы знаем – кому много дано, с того и многое спрашивается.
20:28-29 И снял Моше с Аарона одежды его, и облачил в них Эльазара, сына его; и умер Аарон там, на вершине горы. И увидело все общество, что умер Аарон, и оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля.

Смерть первосвященника стала народным трауром. Из семьи остался один Моисей.

И опять, кажется, в последний раз истощилось терпение народа. И опять начали роптать Израильтяне.

21:6 И послал Бог на народ ядовитых змеев, и жалили они народ, и умерло множество народа из Израиля.

Моисей молился за народ.

21:8 И сказал Бог, обращаясь к Моше: “Сделай себе змея и укрепи его на шесте и будет: всякий ужаленный взглянет на него и выздоровеет.”

Как вы понимаете, знаменитый символ фармацевтов появился именно от этого змея.

Считается, что посох со змеёй происходит из древнегреческих легенд. Но, оказывается, этот символ появился гораздо раньше, в Торе.

А сыны Израиля, между тем, подошли вплотную к границам земли Ханаанской. Кажется, странствие приближается к концу. Впереди – заветная цель.

21:1 И услышал Кнааней, царь Арада: житель Юга, что Израиль идёт дорогой от Атарама, и вступил в сражение с Израилем и захватил пленных.

Израиль вступил в схватку и 21:3 уничтожил города их

Так началось победное возвращение домой.

21:16 Двинулись сыны Израиля к колодцу, к тому колодцу, о котором сказал Бог, обращаясь к Моше: “Собери народ и я дам им воды”.

А народ воспел хвалебную песню Богу – за чудо появления воды, за долгожданные победы и за то, что Бог хранил и оберегал народ в течение 40 лет в пустыне.

Заметим, что эта песня, этот момент оказался поворотной точкой, с которой прекратились жалобы и мы как-будто увидели в народе совершенно другие качества – решительность и готовность к завоеваниям, вместо слабости и роптания.

Израильтяне начинают выигрывать битвы против попадающихся на пути народов – Царство Эмореев и Башана.

22:1 И двинулись сыны Израиля, и остановились в степях Моава, по ту сторону Иордана, напротив Иерихона.

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *