Недельная глава Торы – Хукат
Это закон об очищении ритуально нечистого человека с помощью пепла красной коровы. Мы поговорим об этом законе подробнее дальше, пока же вкратце можно сказать об этом парадоксальном законе следующее: её пепел делает ритуально нечистого чистым, а ритуально чистого – наоборот нечистым. Объяснить это невозможно – это надо понять и принять.
Действия в этой главе происходят через 39 лет после истории с разведчиками. Всё, что было между представляет из себя белый лист, мы не знаем, как народ ходил 40 лет в эти молчаливые годы. Знаем только, что в результате этих лет вызрел свободный и сильный народ, способный покорить землю Ханаанейскую и забывший свою рабскую сущность.
Всё время странствия рядом с лагерем обязательно появлялся колодец. И всегда была вода. И тут умерла Мирьям и пропал колодец.
Народ опять восстал против Моше. 40 лет прошло, но с евреями всегда не сладить. Всё недовольны!
Но на самом деле, это была вполне легитимная просьба народа не о мясе или рыбе, не о благах, а о самом живительном – воде для себя и для животных, которые кочевали вместе с народом. То есть, требование было вполне обоснованным.
Моисей и Аарон спешат на совет к Богу, который предлагает:
20:8 Возьми посох и созови всё общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале у них на глазах, чтобы дала она воду; И извлечёшь ты для них воду из скалы, и напоишь общество и скот их”.
И это тот единственный раз, когда Моисей ослушался Бога, поступил не так, как ему было наказано.
Собрал Моисей народ перед скалой, 20:11 И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим два раза, и обильно потекла вода, и пило общество и скот его.
Вроде бы, всё случилось как надо. Цель достигнута. Вода появилась. Народ и животные спасены.
Но сказано-то ему было не бить скалу, а поговорить… А он сделал так, как было в книге ШМОТ, главе Бешалах, когда ему было велено: ШМОТ17:6 Ты ударишь по скале, и польётся вода из неё и будет пить народ
За ослушание, даже такое небольшое, Моисей и Аарон наказаны – они тоже не войдут в землю Израиля с народом, останутся в пустыне. Вроде бы, такая мелочь. Но как мы знаем – кому много дано, с того и многое спрашивается.
20:28-29 И снял Моше с Аарона одежды его, и облачил в них Эльазара, сына его; и умер Аарон там, на вершине горы. И увидело все общество, что умер Аарон, и оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля.
Смерть первосвященника стала народным трауром. Из семьи остался один Моисей.
И опять, кажется, в последний раз истощилось терпение народа. И опять начали роптать Израильтяне.
21:6 И послал Бог на народ ядовитых змеев, и жалили они народ, и умерло множество народа из Израиля.
Моисей молился за народ.
Как вы понимаете, знаменитый символ фармацевтов появился именно от этого змея.
Считается, что посох со змеёй происходит из древнегреческих легенд. Но, оказывается, этот символ появился гораздо раньше, в Торе.
А сыны Израиля, между тем, подошли вплотную к границам земли Ханаанской. Кажется, странствие приближается к концу. Впереди – заветная цель.
Израиль вступил в схватку и 21:3 уничтожил города их
Так началось победное возвращение домой.
А народ воспел хвалебную песню Богу – за чудо появления воды, за долгожданные победы и за то, что Бог хранил и оберегал народ в течение 40 лет в пустыне.
Заметим, что эта песня, этот момент оказался поворотной точкой, с которой прекратились жалобы и мы как-будто увидели в народе совершенно другие качества – решительность и готовность к завоеваниям, вместо слабости и роптания.
Израильтяне начинают выигрывать битвы против попадающихся на пути народов – Царство Эмореев и Башана.