Недельная глава Торы – Матот Масеэй
Сдвоенные главы
Матот и Масаей
Первая часть главы Матот посвящена законам о клятвах и обетах.
Иудаизм совсем не поощряет клятвы, – хочешь что-то делать – делай, а не обещай. но иногда в момент опасности для жизни, своей или близких, ты готов принять на себя дополнительные обязательства. Лишь бы всё закончилось хорошо. И Тора напоминает нам не забывать о своих клятвах в момент чудесного спасения или выздоровления.
В этой главе сыны Израиля идут мстить Медьянитянам, во главе с Пинхасом, внуком Аарона. Они убивают всех мужчин, даже царей Мидьяна, 31:8 И Бильама, сына Беора, убили мечом.
Захватив богатую добычу, возвращаются Израильяне в стан. Вся добыча честно делится между воевавшими и оставшимися в лагере и часть выделяется левитам, на нужды мишкана.
Обратились эти два колена к Моисею. Очень понравилась им земля за Иорданом и не хотели они переходить реку и селиться в земле Ханаанской.
Говорит им Моисей: 32:6 Братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь? Зачем склоняете вы сердце сынов Израиля не переходить в страну, которую дал им Бог?
Казалось бы, что тут такого? Но разделение народа могло привести к ослаблению боевого духа других колен, а то и бунту. Если так легко можно осесть и не воевать дальше – зачем стараться? Кроме того, Моисей логично опасался наказания за отказ от страны, как это было с разведчиками.
Но мужчины колен Реувена и Гада совершенно не собирались отступать от завоеваний. Особенно после такого напора со стороны Моисея. Оставив детей, женщин и скот по эту сторону Иордана, они готовы идти вместе со всем народом. Как мы помним, необходима сила и качества всех 12 колен, чтобы завоевать землю Ханаанскую назад.
32:18 Не возвратимся мы в дома наши, пока не получит каждый из сынов Израиля удел свой.
На том и порешили – колена Гада и Реувена, а также часть колена Менаше получили наделы по эту сторону реки Иордан и построили себе города – но пошли воевать вместе с войском Израильтян.
И наконец завершающая глава книги Бамидбар – Масаэй – странствия. Логично, она подводит итог сорокалетнему путешествию народа по пустыне.
В этой главе перечисляются все стоянки сынов Израиля за 40 лет их странствий по пустыне.
Земля, которую получают сыны Израиля, должна быть чиста от идолов и идолопоклонничества. Это страна Всевышнего.
Надо сказать, что предсказание о шипах сбылось – некоторые из прежних обитателей Кнаана расселились среди сыновей Израиля. Во многом это послужило корнем будущих бед для народа.
Здесь даются точные границы святой земли, которая даётся сынам Израиля. Сейчас довольно сложно определить по названию населённых пунктов, где именно проходила эта граница, но некоторые места определяются вполне чётко.
Вся эта земля была дана 34:13 девяти коленам и половине колена, как мы помним, остальные два с половиной колена осели на другой стороне реки Иордан.
Колену Леви надел не был положен, вместо этого для них были выделены города в каждой провинции, у каждого колена.
И ещё 6 городов для убежища надо выделить – 35:6 чтобы убегать туда убийце.
Тут интересно – в этих городах мог скрываться убийца до времени суда, чтобы избежать мести от родственников убитого. Суд решит, было ли убийство преднамеренным или нет. В случае преднамеренного убийства ему полагалась смертная казнь.
Смертный приговор не мог быть заменён денежным выкупом, в отличие от других, более мелких, преступлений.
Глава и вся четвёртая книга заканчивается женским вопросом – опять дочерьми Цлофхада и их наделами. Для того, чтобы их наделы не были отделены от общего надела колена Менаше, было им повелено выходить замуж внутри колена. 36:12 Людям из семейств сынов Менаше, сына Йосефа, стали они жёнами, и остался удел их за коленом семейства отца их.
На этом четвёртая книга Торы заканчивается.