Недельная глава Торы – Балак
Сыны Израиля одержали победу над эморейскими царями и заняли территории, прилегающие к западной границе Моава. Логично, что царя Моава охватил страх. Целый народ стоит у границ его царства! Не просто армия, а мужчины, женщины, дети и скот. Вдруг они имеют виды на нашу территорию?
22:5 И отправил он послов к Бильаму, сыну Беора, в Птор.
Чем нам известен Бильам, или как его называют в русской транскрипции Валаам? Чем он может помочь Балаку? Бильам был колдуном. Он был знаменит
своими проклятиями, которые он мог наслать на целые народы!
Послы остались переночевать, а во сне к Валааму пришёл всевышний и сказал: 22:12 “Не ходи с ними, не проклинай народа этого, ибо Благословенен он” Утром Валаам отказался идти с послами и ушли они ни с чем.
И закинул невод старик во второй раз…
Похоже немного на сказку, не правда ли?
И послал Балак новый князей к Валааму и просил передать, что окажет ему всяческие почести, наградит всем, и, как говорится, полцарства впридачу, только :
22:17 Прошу, прокляни мне народ этот!
И повторилась вся история, не отказал им Валаам, оставил переночевать и сам лёг спать. Поскольку пророчества свои получал он во сне. 22:20 И явился всесильный Валааму ночью, и сказал ему: Если звать тебя пришли люди эти, встань, иди с ними, но только то, что я говорить буду тебе, то делай.
Утром Валаам радостно оседлал свою ослицу и отправился с князьями Моава к Балаку.
22:22 И воспылал гнев Всесильного за то, что он пошёл
Какое противоречие – Бог послал его, и в то же время гневается! В чём дело? Наши мудрецы нашли объяснение этому парадоксу. Валаам подорвался так быстро, потому что рассчитывал получить всё то золото и серебро и ещё полцарства в придачу. Но Бог сказал ему идти при одном условии – чтобы сделать именно то, что он повелит. И это явно будет не проклятие благословенного народа.
И тут ещё одна сказочная история. Часть цитируемая и очень известная – о валааме и его говорящей ослице.
Три раза преграждал ангел, посланник Бога, дорогу ослице. Три раза сворачивала она с дороги, чтобы не наткнуться на него. Три раза бил её палкой Валаам.
Ослица, как умная женщина, пытается образумить Валаама, объясняя, что никогда его не подводила и сейчас ей надо доверять.
Ангел этот опять остерегает Валаама, что тот должен делать и говорить только то, что будет угодно всевышнему, только в таком случае может он продолжить свой путь. Валаам подчиняется и идёт дальше, в Моав.
22:36 И услышал Балак, что пришёл Бильам, и вышел к нему навстречу.
Бильам сразу предупреждает, что говорить и делать будет только то, что повелит ему Бог. На том и решают.
Он серьёзно готовится к задаче, строит 7 жертвенников и возносит жертвы всесожжения.
И всевышний является ему.
23:5 И вложил Бог слово в уста Бильама, и сказал: “Возвратись к Балаку и так говори”.
Когда Бильам возвращается назад к Балаку и его подчинённым, он не может произнести ни одного дурного слова и с его уст срываются благословения вместо проклятий. Он восхищен тем, что видит – численностью и мощью народа.
Они идут в другую точку. А вдруг оттуда получится увидеть что-то дурное и появится возможность проклясть ненавистный народ?
И новые семь жертвенников строятся в другой точке и приносятся новые жертвы всесожжения. И опять Бог выходит в Валааму и вкладывает ему в уста новые слова.
Не может Валаам проклясть народ Израиля, из его уст срываются лишь благословения.
Балак безутешен! Не только не добился он проклятий для народа, но наоборот, народ получил благословения!
Но Балак не останавливается и уводит Валаама в третье место – и история повторяется. Семь жертвенников, семь жертвоприношений.
И Валаам произносит своё третье пророчество – сильнее и поэтичнее остальных.
Эти слова сейчас ежедневно произносят евреи во время утренней молитвы.
А Балак в негодовании. Такая досада!
Но Валаам на этом не останавливается, прежде чем уйти восвояси, ни с чем, без обещанных золота и серебра, он вдруг в пророческом экстазе предсказывает будущее, в том числе и победу Израильтян над Моавом в далёком будущем, когда появится царь,
Такое ощущение, что Валаам не может остановиться в своих предсказаниях, они обретают образы и конкретику.
Интересно, что почти всё действие этой главы происходит рядом с народом, но Израильтяне не задействованы.
И лишь в самом конце главы мы опять с Израилем.
Через главу мы узнаем, что женщин, это “биологическое оружие” моавитянам посоветовал использовать Валаам.
31:16 Ведь они соблазняли сынов Израиля по совету Бильама, изменить богу ради Пеора, и возник мор в обществе Бога.
То есть, когда Божественное благословение уходило, Валаам становился обычным злобным варваром, ведущим войну и старающимся получить свою прибыль.
Но что с народом Израиля?
Они принимают участие в пирах моавитянок, поклоняются идолу Моава Пеору и за это наказаны жестоким мором. 25:4 И сказал Бог, обращаясь к Моше: “созови всех глав народа и повесь тех, кто поклонялся Баал Пеору, сделай это во им Бога под солнцем и отвратится гнев Бога от Израиля.
Один из представителей колена Шимона привёл моавитянку прямо в стан евреев, доказывая, что она ничем не хуже жены Моисея, также происходящей из Мидьяна.
И тут появляется герой нашей следующей главы, Пинхас, внук Аарона Коэна и убивает обоих.
На этом прекращается мор в среде сынов Израиля