Недельная глава Торы – Мишпатим

Казалась бы, кульминация позади. Евреи вышли из Египта, прошли сквозь море и получили 10 заповедей на горе Синай.
Так сказать, top 10 уже был. Это как финал чемпионата мира, как заключительный концерт, как наивысшая точка после которой неизбежно идет спуск.
Так нет же. Наши мудрецы говорят, что именно в главе мишпатим и начинается сама жизнь. И это не спуск, а плато на высшей точке. Евреи долгие годы жили в Египте и подчинялись египетским законам, и существовала большая опасность, что именно они и станут основой жизни освободившихся людей. Бог дарует Тору с её законами, чтобы раз и навсегда оторвать народ Израиля от египетской культуры и мировоззрения и создать собственное. То самое, которое существует уже несколько тысяч лет.

В Мишпатим нам дается 53 из 613 заповедей, – 23 предписания и 30 запретов, которым евреи должны следовать. Это огромное количество в процентном отношении.
Несколько условно заповеди в этой главе можно разделить на несколько больших тем:

Законы, защищающие личность:

законы о рабе-еврее; наказания за убийство, похищение, насилие и воровство. Например, тут есть такое: 21:12 Тот, кто ударит человека, что тот умрёт, да будет предан смерти, но тот, кто не злоумышлял, а по воле всесильного произошло с ним такое, то в место, которое я тебе назначу, пусть бежит он.

То есть, уже в древних законах есть разница между предумышленным и непредумышленным убийством, и соответственно, за это даются разные наказания.

21:14 Если же человек злонамеренно умертивит ближнего своего, то и от жертвенника моего заберешь его на смерть.

Законы о материальном ущербе: законы гражданского права о возмещении ущербов, предоставлении займов, ответственности за вверенное имущество; правила, обеспечивающие справедливое судопроизводство.
21:37 Если украдёт кто-нибудь быка или овцу и зарежет или продаст его, то стоимость пяти быков заплатит за быка и стоимость четырёх овец за овцу.

Звучит вполне практично.

23:8 Взяток не бери. Взятка превращает зрячих в слепых, искажая правдивые показания. – Это уже что-то совсем из нашего времени.

Особенно много заповедей относится в этой главе как раз к справедливому судопроизводству. Например, 23:2 Не следуй за большинством во зло и не высказывайся о тяжбе, искажая закон, лишь бы склониться к большинству.

И такие две простые, казалось бы, взаимоисключающие заповеди, а на самом деле, также ведущие к суду по справедливости.

23:3 И нищего не поддерживай в тяжбе его. – Судья должен быть бесстрастным. Он не имеет права руководствоваться никакими иными соображениями, кроме поиска справедливого решения.

И в то же время – 23:6 Не суди несправедливо бедняка в тяжбе его. Каждый, и богатый, и бедный, имеет право на справедливый суд.

Законы, остерегающие против притеснения пришельцев, обездоленных и бедных:
22:20-21 И пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо пришельцами вы были в стране египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте.

Законы соблюдения сезонных праздников и приношения плодов урожая в Иерусалимский Храм:

23:14 Три раза в году справляй праздники, посвященные мне.

Тут речь идёт о праздниках Песах, суккот и Шавуот, 3 раза в году, когда взрослый мужчина должен был прийти в храм. Эти праздники будут подробно обсуждаться в последующих книгах Торы.

Запрет смешения мясного с молочным и заповедь о молитве.
23:19 Не вари козлёнка в молоке матери его – именно отсюда.

Все эти законы Моше записывает за Богом, и зачитывает народу. Народ Израиля провозглашает: 24:7 Всё, что говорит Бог, сделаем и будем слушать его слова. Наасе ве нишма – в современном иврите эту фразу частенько можно услышать. Она приобрела другое значение – примерно “поживём-увидим”. А вот её источник.

А Моше поднимается на гору Синай чтобы получить от Всевышнего Тору и скрижали каменные. 24:18 И вошёл Моше в облако и взошёл на гору. И был Моше на горе сорок дней и сорок ночей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *