Недельная глава Торы – Шлах

13:1 И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: “Пошли от себя людей, чтобы посмотрели они страну Кнаан, которую я даю сынам Израиля, по одному человеку от отчего колена пошлите, каждый из них должен быть вождём.

Как дальше мы узнаём из книги Второзаконие, из воспоминаний Моисея об этом времени, народ обступил его и потребовал послать разведчиков в страну Кнаан, чтобы понять свойства земли, годна ли она для земледелия и насколько сложно будет завоевать у её населяющих народов. Евреи не верили что Бог даёт им эту землю, текущую молоком и мёдом.

13:3 И послал их Моше из пустыни Паран по слову Бога; все эти люди – главы сынов Израиля они.

12 человек, по одному от каждого колена, ушли разведать качества земли и познакомиться с народами, населяющими её.

13:23 И дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли её на шесте вдвоём.

Сейчас мы знаем этот символ как герб министерства туризма Израиля.

13:25 И возвратились они с осмотра страны через сорок дней… и пришли к Моше и к Аарону, и ко всему обществу сынов Израиля и принесли ответ всему обществу, и показали им плоды страны.

Действительно, страна эта течёт молоком и мёдом – начали они с того, что и так неоднократно было сказано. А потом пошла откровенная ложь:
13:32 И распускали они злую молву о стране… И страна негодная, и жители её страшные и неприветливые.
13:28 Силён народ, живущий в этой стране.
И весь народ, который мы видели в ней, – люди-великаны.

Только что перед всем народом Мирьям была наказана за злословие. Но разведчики не сделали никакого вывода для себя и продолжили злословить – теперь о целой стране.

Лишь двое из пришедших – Йегошуа из колена Эфраима и Калев из колена Йегуды пытались сказать правду и успокоить народ:

13:30 Но успокоил Калев народ перед Моше и сказал: “Непременно взойдём и овладеем ею, ибо в наших силах это!”

Но, конечно, народ верит именно тому, чему хочет верить.

14:1-2 И зарыдало всё общество, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и Аарона все сыны Израиля.

Народ Израиля стенает, хочет выбрать нового лидера и идти назад в Египет!

Невероятного накала сцена происходит на наших глазах. Моисей и Аарон падают ниц перед всем собранием, Калев и Йегошуа разрывают, как в трауре свои одежды.

14:7 Страна, которую прошли мы, чтобы высмотреть её, страна эта очень и очень хороша. Убеждают народ они – 14:9 не восставайте же против Бога – просят они евреев, прекрасно понимая, чем это неоднократное непослушание, а самое главное, недоверие, может грозить.

14:10 И собралось всё общество Израиля забросать их камнями.

Докатились эти вечно жалующиеся и недовольные до смертоубийства. И тут на сцену выходит сам ведущий – БОГ. И опять грозно обращается к Моисею с извечным вопросом – ДОКОЛЕ? Сколько можно терпеть этих нытиков? Этих неверующих? Сколько ещё чудес я должен совершить и показать фокусов, сколько раз спасти их жизни, чтобы они наконец-то поверили в меня и пошли за мной? И опять готов он уморить весь народ, а от Моисея произвести новый 14:12 “…народ, достойнее и многочисленнее его!”

И опять Моисей поступает как настоящий лидер – он встаёт на защиту своего народа, тех, кто только что чуть не забросал его камнями.

Он использует гениальный аргумент 14:13 “Но услышат египтяне, из среды которых мощью своей вывел ты народ этот…” То есть, будут знать египтяне и остальные враги Израиля, что Бог Израиля слаб и не может 14:16 “Привести народ этот в страну, которую он обещал им”

Моисей просит проявить милосердие и мощь и просит простить народ, так, как всегда прощал его.

Бог Израиля грозен, но отходчив. Он слышит аргументы Моисея.

14:20 И сказал Бог: “Простил я по слову твоему”

Но именно сейчас решается судьба народа – за неповиновение, за неверие, 14:23 Не увидят они страны, которую я обещал отцам их, и все, кто гневил меня, не увидят её!”

14:29-30 В пустыне этой падут трупы ваши… Не войдёте вы в страну, в которой я поклялся вас поселить, кроме Калева, сына Йефунэ и Йошуа, сына Нуна.

Впрочем, это касается только взрослых. Те, кто младше 18-ти лет, дети, они войдут в страну и узнают, от чего отказался народ.

40 дней ходили разведчики по стране Кнаан, и по году на каждый день – 40 лет будут евреи странствовать по пустыне.

А те 10 разведчиков, которые распространяли слухи о стране Кнаан, умерли они от мора буквально сразу, на месте. Чтобы другим неповадно было!

Что делают евреи? Они, как дети малые, говорят – согрешили мы, но пойдём-пойдём в страну! Срочно собираются и идут к границе Кнаан, где воинственный народ останавливает и громит их.

Делать нечего. Остаётся бродить 40 лет по пустыне и взращивать новое поколение свободных людей из собственных детей. Иным способом раба из себя не выдавить.

Здесь же нам даруются две важные заповеди – заповедь ношения цицит и отделения теста.

15:17-21 И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: “Говори сынам Израиля и скажи им: Когда придёте в страну, в которую я веду вас, то, когда будете есть хлеб той земли, вознесите приношение Богу… От начатков теста вашего вознесите Богу приношение во все поколения ваши. В этой заповеди великий смысл – смысл всего кашрута. Что весь хлеб наш – от Бога. Это такое соединение духовного и земного. Сейчас, когда храма нет, и отдавать жертвоприношение некому, в память об этой заповеди еврейские женщины отделяют тесто – афрашат хала. Там есть определённые правила, но во многих еврейских домах перед Шаббатом еженедельно женщины сжигают кусок теста в память о Храме.

Цицит – в переводе “нечто, выбивающееся наружу”

15:37-38 И сказал Бог, обращаясь к Моше, так: “Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы делали они себе кисти на краях одежды своей во всех поколениях их и вплетали в каждую кисть края нить из голубой шерсти.”

Для чего это надо?

15:39 И будут у вас кисти, и, смотря на них, будете вы вспоминать все заповеди Бога и исполнять их, и не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, как блуждаете вы ныне…

Если заповедь афрашат хала относится к женщинам, то ношение цицит – заповедь для мужчин. Мудрецы постановили, что мужчины должны носить вот такой четырёхугольник с прорезью для головы и четырьмя кисточками цицит. Талес катан используется в качестве нижней одежды, а кисточки выпускаются наружу. Кроме того, во время утренней молитвы и некоторых праздников, евреи надевают талес гадоль – накидку, у которой тоже есть такие же кисти по углам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *