Недельная глава Торы – Шлах
Как дальше мы узнаём из книги Второзаконие, из воспоминаний Моисея об этом времени, народ обступил его и потребовал послать разведчиков в страну Кнаан, чтобы понять свойства земли, годна ли она для земледелия и насколько сложно будет завоевать у её населяющих народов. Евреи не верили что Бог даёт им эту землю, текущую молоком и мёдом.
13:3 И послал их Моше из пустыни Паран по слову Бога; все эти люди – главы сынов Израиля они.
12 человек, по одному от каждого колена, ушли разведать качества земли и познакомиться с народами, населяющими её.
Сейчас мы знаем этот символ как герб министерства туризма Израиля.
Действительно, страна эта течёт молоком и мёдом – начали они с того, что и так неоднократно было сказано. А потом пошла откровенная ложь:
13:32 И распускали они злую молву о стране… И страна негодная, и жители её страшные и неприветливые.
13:28 Силён народ, живущий в этой стране.
И весь народ, который мы видели в ней, – люди-великаны.
Только что перед всем народом Мирьям была наказана за злословие. Но разведчики не сделали никакого вывода для себя и продолжили злословить – теперь о целой стране.
Лишь двое из пришедших – Йегошуа из колена Эфраима и Калев из колена Йегуды пытались сказать правду и успокоить народ:
Но, конечно, народ верит именно тому, чему хочет верить.
Народ Израиля стенает, хочет выбрать нового лидера и идти назад в Египет!
Невероятного накала сцена происходит на наших глазах. Моисей и Аарон падают ниц перед всем собранием, Калев и Йегошуа разрывают, как в трауре свои одежды.
14:10 И собралось всё общество Израиля забросать их камнями.
Докатились эти вечно жалующиеся и недовольные до смертоубийства. И тут на сцену выходит сам ведущий – БОГ. И опять грозно обращается к Моисею с извечным вопросом – ДОКОЛЕ? Сколько можно терпеть этих нытиков? Этих неверующих? Сколько ещё чудес я должен совершить и показать фокусов, сколько раз спасти их жизни, чтобы они наконец-то поверили в меня и пошли за мной? И опять готов он уморить весь народ, а от Моисея произвести новый 14:12 “…народ, достойнее и многочисленнее его!”
И опять Моисей поступает как настоящий лидер – он встаёт на защиту своего народа, тех, кто только что чуть не забросал его камнями.
Он использует гениальный аргумент 14:13 “Но услышат египтяне, из среды которых мощью своей вывел ты народ этот…” То есть, будут знать египтяне и остальные враги Израиля, что Бог Израиля слаб и не может 14:16 “Привести народ этот в страну, которую он обещал им”
Моисей просит проявить милосердие и мощь и просит простить народ, так, как всегда прощал его.
Бог Израиля грозен, но отходчив. Он слышит аргументы Моисея.
14:20 И сказал Бог: “Простил я по слову твоему”
Но именно сейчас решается судьба народа – за неповиновение, за неверие, 14:23 Не увидят они страны, которую я обещал отцам их, и все, кто гневил меня, не увидят её!”
Впрочем, это касается только взрослых. Те, кто младше 18-ти лет, дети, они войдут в страну и узнают, от чего отказался народ.
40 дней ходили разведчики по стране Кнаан, и по году на каждый день – 40 лет будут евреи странствовать по пустыне.
А те 10 разведчиков, которые распространяли слухи о стране Кнаан, умерли они от мора буквально сразу, на месте. Чтобы другим неповадно было!
Что делают евреи? Они, как дети малые, говорят – согрешили мы, но пойдём-пойдём в страну! Срочно собираются и идут к границе Кнаан, где воинственный народ останавливает и громит их.
Делать нечего. Остаётся бродить 40 лет по пустыне и взращивать новое поколение свободных людей из собственных детей. Иным способом раба из себя не выдавить.
Здесь же нам даруются две важные заповеди – заповедь ношения цицит и отделения теста.
Цицит – в переводе “нечто, выбивающееся наружу”
Для чего это надо?
Если заповедь афрашат хала относится к женщинам, то ношение цицит – заповедь для мужчин. Мудрецы постановили, что мужчины должны носить вот такой четырёхугольник с прорезью для головы и четырьмя кисточками цицит. Талес катан используется в качестве нижней одежды, а кисточки выпускаются наружу. Кроме того, во время утренней молитвы и некоторых праздников, евреи надевают талес гадоль – накидку, у которой тоже есть такие же кисти по углам.