Недельная глава Торы – Ки Тиса

Если три предыдущие главы были достаточно сухими и техническими – мы говорили о законах, о правилах строительства переносного храма – скинии и о том, как должна выглядеть одежда священников в храме, то в нашей сегодняшней главе происходят события огромного эмоционального накала – перед нами опять разворачивается драма.
Начинается всё с того, что Бог требует с каждого взрослого мужчины по полшекеля – приношение Богу.

30:14 Каждый, проходящий подсчёт от двадцати лет и старше, принесёт приношение Богу. Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля…

Эти деньги идут на устройство временного храма и на покупку животных для жертвоприношений.

Надо сказать, что эти полшекеля евреи жертвовали и в пустыне, и далее во времена существования Первого и второго храмов. И даже когда евреи уже жили на других территориях, они ежегодно собирали и присылали в Иерусалим по половине шекеля – на нужды Храма. А когда храм был разрушен, некоторые общины продолжили собирать деньги и переправлять их в Иудею. Благодаря им поддерживалось изучение Торы.

Бог опять, в который уже раз, напоминает о важности исполнения заповеди Субботы.

31:12 И сказал Бог, обращаясь к Моше, так “А ты скажи сынам Израиля так: но субботы мои храните, ибо это – знак между мною и вами на все поколения ваши, чтобы знали вы, что я – Бог, освещающий вас.

А Моше находится на горе Синай, общается с Богом.

31:18 И дал он Моше после разговора с ним на горе Синай две скрижали свидетельства (завета), две каменные доски, исписанные перстом всесильного.

А внизу, под горой, начинается самое интересное – одна из знаменитейших историй, нашедшая своё отражение в мифах и сказках разных народов.

32:1 И увидел народ, что всё ещё нет Моше, которому пора спуститься с горы, и окружил народ Агарона, и потребовал: “Встань, сделай нам божество, которое пойдёт перед нами!”

Это явно не мирная просьба – евреи окружили Аарона и требуют!

Зачем им нужно новое божество?

“Нам надо на кого-нибудь молиться”, вспомним поэзию. Евреи испугались, что Моисей не вернётся, что он пропал. Но идти-то дальше надо за кем-то!

Аарон хитрит и пытается потянуть время:

32:2 И сказал им Аарон: “Снимите золотые кольца с ушей ваших жён, сыновей и дочерей и принесите мне” – ну, какая женщина быстро и добровольно согласится отдать свои золотые серьги на постройку божества?

Но хитрость не сработала!

32:3 И снял весь народ золотые кольца со своих ушей и отдали их Аарону.

Аарону пришлось делать божество – золотого тельца. И опять он тянет: 32:5 Завтра – праздненство богу

А всевидящий Бог говорит в это время Моисею:

32:7 “Иди вниз, ибо растлился твой народ, который вывел ты из страны египетской, быстро сошли они с пути, который я заповедал вам, – сделали себе литого тельца…

Всего лишь 6 недель назад Бог провозгласил заповедь, запрещающую поклонение кому-либо ещё, кроме него. И вот лидер – Моисей – ушёл на 40 дней, и народ уже пляшет вокруг тельца, приносит ему жертвы и говорит, что именно эта груда золота вывела их из Египта!

Бог в гневе, и готов повторить всё то, что случилось во времена Ноя.

32:10 Уничтожу я их, а от тебя произведу великий народ! – обещает он Моисею.

Моисей использует всё своё красноречие, вспоминает праотцов и все обещания Бога, данные им. Уламывает Бога и взывает к его милосердию.

32:14 И передумал Бог, решив не делать того зла, которым угрожал народу своему.

Таким образом, Моисей опять спасает евреев.

32:15,19 И повернулся Моше, и стал спускаться с горы, и две скрижали завета – в руке его… И было: когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски вокруг него, воспылал гнев Моше и бросил он скрижали, которые нёс в руках, и разбил их о подножие горы.

И вернулся Моисей назад, на гору, к Богу с вопросом:

32:32 Простишь ли их? И если нет – то прошу тебя, сотри и меня из книги своей, которую ты написал.”

Народ Израиля раскаивается, и Бог повелевает им идти в страну, которую он обещал Аврааму, Исааку и Яакову, 33:3 страну, текущую молоком и мёдом

Моисей вырубает из камня две новые скрижали, поднимается с ними на гору Синай. 34:28 И написал Бог на скрижалях слова союза, десять заповедей

Когда Моше возвращается с горы Синай, его лицо светится и он должен закрывать его покрывалом, которое снимает только для общения с Богом.
На этом чудесном событии глава и заканчивается.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *