Недельная глава Торы – Беаалотха

Впереди у нас глава, в которой происходит несколько важных событий, на первый взгляд, совершенно не связанных друг с другом. Давайте рассмотрим их по порядку.

В конце прошлой главы каждый из 12-ти князей, глав колен принёс жертву в Храм. Аарон в этом не был задействован, и даже имя не прозвучало. Сейчас же – его звёздный час.
8:1-2 И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: “Говори Аарону и скажи ему: когда будешь зажигать светильники, то к лицевой стороне меноры да обратят свет эти семь светильников”

Настал черёд левитов. Они тщательно готовятся, приводят в порядок свои тела и одежды, чтобы предстать перед всем народом – для посвящения.
8:13 И поставишь левитов перед Аароном и перед сыновьями его, и посвятишь их Богу.
8:16 Ибо отданы они мне из среды сынов Израиля.

Отныне левиты отданы в помощники Аарону и остальному семейству коэнов 8:18 чтобы они исполняли службу сынов Израиля в шатре откровения.

Прошёл ровно год с момента Исхода, евреи празднуют свой первый пасхальный седер. Заодно устанавливается, что для тех, кто не может праздновать этот день как положено, есть вариант Песах Шени – второго песаха, ровно через месяц после первого. В этот день те, кто был ритуально нечист и не смог принести пасхальную жертву, законно могут это исполнить. Предание гласит, что сделано это было для тех, кто нес на себе прах Иосифа и потому были нечисты.

И вот, наконец, евреи сворачивают лагерь и отправляются в поход за облаком – воплощением Бога.

10:11 И было, во второй год, во второй месяц, двадцатого дня поднялось облако от шатра откровения. И двинулись сыны Израиля в походы свои из пустыни Синай…

Евреи двинулись к границам Эрец Исраэль, страны Израиля. Получается, что целый год они стояли лагерем на одном месте. Очевидно, что они занимались постройкой скинии, но почему это надо было делать так срочно? Считается, что всему виной грех Золотого тельца, в связи с которым скинию надо было построить как можно скорее. Чтобы было место для обрядов, столь необходимых для успокоения народа.

Некоторые комментаторы считают, что Тора – это семикнижие, а не пятикнижие, и две фразы, которые сейчас будут произнесены, можно выделить в отдельную книгу. Это – две молитвы, одну Моисей произносил, когда ковчег начинал свой путь:

10:35 Встань, Бог, и рассеются враги твои, и разбегутся ненавистники твои от лица твоего!
Вторую, когда останавливался:

הוָֹ֗ה וְיָפֻ֨צ֙וּ אֹֽיְבֶ֔יךָ וְיָנֻ֥סוּ מְשַׂנְאֶ֖יךָ מִפָּנֶֽיךָ

10:36 ВЕРНИСЬ, БОГ ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ Израиля!

שׁוּבָ֣ה יְהוָֹ֔ה רִבֲב֖וֹת אַלְפֵ֥י יִשְׂרָאֵֽל: ׆

Сейчас: спустя более 3000 лет эти слова звучат в всех синагогах мира, когда открывают ковчег, в котором хранятся свитки Торы и их вытаскивают для молитвы. А вторая фраза звучит тогда, когда свиток возвращается по молитвенному залу в ковчег.

И опять знакомая нам песня на новый лад! 11:1 И стал народ как бы роптать на Бога. 11:4-5 И снова заплакали сыны Израиля, и сказали: “Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром”. Опять евреи поминают рабство и тоскуют по Египту!!! Надоел им ман и ман каждый день!

Евреи плачут у своих шатров, по семьям, Бог гневается, а у Моисея свой управленческий кризис – 11:12 Разве я носил во чреве весь народ этот, или я родил его, что ты говоришь мне: неси его в лоне твоём… в страну, которую ты поклялся отдать отцам его?”

Короче, кризис у всех – низы не могут, верхи не хотят! Революционная ситуация.

И тут Бог предлагает: 11:16 Собери мне семьдесят человек из старейшин Израиля, о которых знаешь ты, что они старейшины народа и надсмотрщики его, и приведи их к шатру откровения и пусть станут они там с тобой.

Бог предлагает разделить ответственность за народ, эту непосильную ношу, и возложить её ещё и на эти 70 человек, старейшин, мудрых и уважаемых народом людей. Таким образом, практически происходит мини-революция, у евреев появляется совещательный орган, синедрион, состоящий из 70 человек, плюс Моисей, которые совместно решают проблемы народа.

А скулящему и плачущему народу Бог обещает, что завтра произойдёт какое-то особое событие – у них появится мясо, которое не пропадёт в течение месяца 11:20 Пока не пойдёт оно у вас из носа и не станет для вас отвращением. – недобро угрожает Бог.

То, что, по идее, должно доставить радость – мясо, народная ностальгия, становятся наказанием за плач и неверие в Бога, за этот извечный вопрос: “11:20 Зачем это мы вышли из Египта?”

На следующий день действительно происходит чудо – над лагерем появляются стаи перепелов, которые низко кружат и их можно ловить буквально руками. Каждый набирает себе и раскладывает на просушку. И народ неудержимо ест мясо птицы, и от чревоугодия многие умирают.

А Моисея воистину можно назвать многострадальным и многотерпеливым. Ему всё время достаётся! при любой неприятности народ оборачивается против него. Но в данном случае уже не народ, а его родные брат и сестра.

12:1 И говорили Мирьям и Аарон против Моше по поводу кушитки, которую он взял, ибо жену-кушитку взял он себе.

Имя Мирьям появляется первым – она, явно, заводила. И она же удостаивается сурового наказания.

Напомню, что это та самая Мирьям, которая спасла младенца-Моисея в Египте и позвала мать в кормилицы, та самая, которая пела песню свободы с бубнами и тамтамами при переходе через Красное море. Сейчас она совершает ошибку, выступает против брата. Бог вызывает всех троих и вступается за Моисея лично. Ибо сам Моисей скромен и ничего для себя не хочет.

Что за наказание придумывает Бог? 12:10 И вот Мирьям покрыта проказой как снегом Помните же из книги Ваикра, что проказа – это наказание за злословие?

Моисей вступается за сестру.

12:14 И сказал Бог, обращаясь к Моше: “Если бы отец её плюнул ей в лицо, разве не скрывалась бы она в стыде семь дней? Пусть будет она заключена семь дней вне стана, а потом придёт”

Мирьям на карантине 7 дней. И по ее возвращении евреи, наконец, трогаются в поход в Святую землю.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *