Недельная глава Торы – ИТРО
Моше вышел с распростёртыми объятьями, встретил своих, поведал им о всех приключениях народа Израиля и о том, как Бог спасал и сохранял их. Итро проникся рассказом, принёс жертвоприношение Богу и остался погостить в стане евреев.
18:13 И было назавтра: Сел Моше судить народ, и стоял народ около Моше с утра и до вечера
Удивился Итро, стал уточнять у Моисея, зачем приходят к нему люди.
Итро дал ему простой и гениальный совет –
18:21-22 Ты же выбери из всего народа людей дельных, боящихся всесильного, людей правдивых, не терпящих корысти, и поставь их над народом… И пусть они судят народ во всякое время…
Моше послушался родственника и сделал именно так, а Итро, погостив, вернулся назад в Мидьян.
А с народом происходит событие мирового масштаба – Бог общается с народом Израиля напрямую и даёт им 10 заповедей.
Моше объявил народу о надвигающемся торжественном событии – они постирали одежды свои, очистились и приготовились к большому и важному.
Атмосфера накалена до предела. И это момент, когда Моисей восходит на гору Синай и получает от Бога 10 заповедей. Первые законы для народа.
Дамы и господа! Вашему вниманию представляются! 10 заповедей!
Вторая заповедь – 20:3 Да не будет у тебя иных Богов, кроме меня
20:4 Не делай себе изваяния и всякого изображения
Конечно, здесь мы видим отголоски всех тех культур, которые поклонялись крокодилам и бегемотам. Но не только это! Когда мы говорим о том, что “не будет иных Богов”, мы имеем в виду и всяческих экстрасенсов, медиумов, и домовых, к которым можно обратиться в момент слабости.
Если понимать, что никакой народный целитель не дунет и не плюнет, а взять ответственность за себя и свою жизнь – от этого будет значительно больше толку и себе и людям вокруг нас.
Третья заповедь –
20:7 Не произноси имени Бога, всесильного твоего, попусту
Иными словами, не клянись именем Бога, чтобы подтвердить правду-неправду.
Ответственность лежит на нас – и нашего слова, наших собственных действий вполне достаточно. А Богу остаётся богово!
Четёртая заповедь – заповедь Шаббата
20:8 Помни день субботний, чтобы освятить его.
К этому моменту евреи уже прекрасно знали заповедь субботы. И поэтому – “Помни”. Не забывай, что это – день отдыха, особый день!
Последнее время меня не покидает ощущение, что человечеству свойственно попадать в рабство. Сейчас я чувствую себя рабом лампы – то есть – телефона. Моё утро начинается и заканчивается им. Вся моя жизнь в телефоне. Без него я чувствую беспокойство. Это – связь с внешним миром. Это навигатор. Будильник. Проигрыватель. Телевизор. Жизнь моя.
Когда-то я прочитала предложение от одного светского американца еврейского происхождения. Он предложил устраивать технологический шаббат – на день субботний отказываться от телефонов, планшетов и компьютеров. Устраивать себе детокс. И это – очень разумная идея. Каждую неделю на день отключаться от всего того, что затягивает в течение недели. Это – моя новая цель. И думается мне, жизнь заиграет новыми красками!
Пятая заповедь – 20:12 Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Бог, всесильный твой, даёт тебе.
Я хочу сегодня поговорить о том, что эта заповедь ещё и о пожилых, о том, как важно, чтобы в государстве были созданы человеческие условия для поддержки тех, кто на пенсии. “Дабы продлились дни твои” –
Общество, в котором уважают старшее поколение и поддерживают их – здоровое общество. И счастливое, потому что молодые знают, к чему идут. И не смотрят в будущее с отчаянием.
Вторая скрижаль – обязанности человека по отношению к ближнему своему. В отличие от первых пяти, все они сформулированы предельно кратко, в одном послании. И не требуют особенного разъяснения.
Девятая заповедь – запрет лжесвидетельства
20:13 Не отзывайся о ближнем своём ложным свидетельством.
Десятая заповедь – запрет желать чужое
20:13 Не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, и ничего, что у ближнего твоего.